Блог

Возможности и риски импортозамещения авиационных IT в России - мнение топ-менеджеров авиакомпаний

Импортозамещение в авиационной отрасли стало не вопросом выбора, а вопросом выживания. Санкции, прекращение поставок, ограничение поддержки и лицензирования зарубежного ПО делают этот процесс неизбежным. Согласно исследованию ORS, в программной части видна четкая тенденция — от точечных внедрений в 2022 году к почти полному переходу в 2030-м.
В начале 2025 года ORS провёл первое в истории российской гражданской авиации исследование мнений топ-менеджеров об ИТ-трендах «Как ключевые эксперты отрасли видят будущее авиационных IT-технологий в России». В опросе приняли участие более 40 руководителей авиакомпаний, OTA и авиационных вендоров, совокупно обслуживающих свыше 90% пассажирского трафика страны. Один из ключевых разделов исследования посвящён теме импортозамещения. Полное исследование доступно по ссылке.

Тренд на импортозамещение

В 2022 году доля российских авиакомпаний, использующих 100% отечественное ПО, составляла лишь 6%. Согласно результатам опроса топ-менеджеров, к 2027 году 63% авиакомпаний планируют полностью перейти на отечественное ПО. Этот тренд отражает большие перспективы для российских разработчиков программных решений.

Сравнение западного и российского софта

Отечественные IT-решения в авиации оцениваются преимущественно положительно, особенно по таким параметрам, как цена, поддержка и возможность кастомизации. Это — основные точки согласия между авиакомпаниями, онлайн-агентствами (OTA) и самими вендорами.

Российские продукты воспринимаются как более доступные и гибкие, особенно в условиях санкционного давления и необходимости технологического суверенитета. Однако по другим аспектам оценки расходятся: вендоры уверены в высокой скорости внедрения и достаточной функциональности своих решений, тогда как авиакомпании и OTA выражают скепсис: по их мнению, внедрение идет медленно, а возможности ПО зачастую уступают западным аналогам.

Этот разрыв в восприятии указывает на необходимость более тесного взаимодействия между разработчиками и пользователями, а также — на важность пилотных проектов, демонстрирующих эффективность отечественных решений на практике.

Смотрите также. Презентация генерального директора ORS Александра Сизинцева "Авиационные технологии: в России и в мире" на Digital Aviation & Travel Forum 2024

Что еще вы найдете в разделе “Импортозамещение”

В разделе мы проанализировали следующие вопросы:

  • На какой срок в вашей авиакомпании IT-стратегия?
  • Сравнение российского и иностранного авиационного софта
  • Оценка доли российского софта в 2022, 2024 и в перспективе 2030 гг.
  • Готовность российских авиакомпаний к заключению интерлайн-соглашений с иностранными перевозчиками

Об исследовании “Как ключевые эксперты отрасли видят будущее авиационных IT-технологий в России”

Мы провели исследование, чтобы понять, как будет трансформироваться российская авиационная отрасль в условиях ускоряющейся цифровизации. В исследовании приняли участие топ-менеджеры авиакомпаний, вендоров и OTA, обслуживающих более 90% пассажиропотока в РФ. Это дало нам всестороннюю картину по всей экосистеме рынка.

Исследование уникально тем, что нам удалось не только собрать мнения ключевых игроков, но и сопоставить их позиции, выявить точки согласия и разногласия, а также сравнить российские данные с международными трендами.

Полученные данные можно использовать как консолидированное «третье мнение» для выстраивания обоснованных ИТ-стратегии авиакомпаний в условиях стремительно меняющейся технологической среды
В тексте использована фотография DC Studio с Freepik