Html code will be here

Как ключевые эксперты отрасли видят будущее авиационных IT-технологий в России
Первое исследование в России
ВВЕДЕНИЕ
Зачем мы провели это исследование:
Мы решили понять, как будут меняться российские компании гражданской авиации в условиях цифровой трансформации в России и в мире. Наша цель — выявить ключевые технологические тренды до 2030 года и оценить, насколько российские стратегии соотносятся с глобальными. Чтобы найти ответ, мы опросили топ-менеджеров ведущих российских компаний и экспертов отрасли.

Почему это важно:
Полученные данные можно использовать как консолидированное «третье мнение» для выстраивания обоснованных ИТ-стратегий в условиях стремительно меняющейся технологической среды.

Кто принял участие:
Опрос охватил топ-менеджеров авиакомпаний (обслуживающих более 90% трафика РФ), крупнейших разработчиков авиационных IT-решений (вендоров) и онлайн-тревел-агентств (OTA). Это дает комплексную и репрезентативную картину по всей отрасли.

Чем исследование уникально:
Впервые в российской авиационной отрасли удалось не только провести репрезентативный опрос мнений, но и сопоставить позиции разных рыночных сегментов. Это позволило выявить как точки согласия, так и расхождения в восприятии будущего, глубже понять мотивации и приоритеты участников из различных сегментов авиационной отрасли. Кроме того, мы сопоставили полученные данные с результатами глобального исследования Amadeus Tech Trends 2024.
Методология и респонденты
Участниками второго этапа стали 58 экспертов, из которых: 
35% — представители авиакомпаний
33% — представители ОТА
19% — представители авиационных вендоров
10% — представители аэропортов
3% — представители государственных служб
Участниками второго этапа стали 58 экспертов, из которых: 
47% — представители авиакомпаний, включая крупнейших пассажирских перевозчиков страны
24% — представители онлайн тревел-агентств (OTA)
29% — представители технологических вендоров
Все респонденты занимают ключевые позиции, связанные с информационными технологиями, стратегическим развитием, информационной безопасностью или дистрибуцией.
Участниками исследования в рамках первого этапа стали 40 топ-менеджеров компаний, играющих ключевую роль в развитии авиационного IT в России. Из них:
Целевая аудитория
Представители
технологических вендоров
Представители онлайн
тревел-агентств (OTA)
включая крупнейших пассажирских
перевозчиков страны
Представители авиакомпаний
Представители
государственных служб
Представители авиационных
вендоров
Представители аэропортов
Представители ОТА
Представители авиакомпаний
Примечание по интерпретации результатов
Исследование не претендует на статистическую репрезентативность всей отрасли, однако представляет срез мнений топ-менеджеров крупнейших компаний, обслуживающих более 90% пассажиропотока гражданской авиации России. Выводы исследования можно рассматривать как отражение установок и ожиданий профессионального сообщества и использовать для формирования или коррекции IT-стратегий.
Исследование проведено в формате анонимного онлайн-анкетирования. Такой формат позволил обеспечить открытость и искренность ответов. Участники не были обязаны отвечать на все вопросы. По ряду вопросов допускался выбор нескольких вариантов ответа. На такие вопросы результаты ответов приводятся в форме процентов от количества ответивших, так что суммирование вариантов ответа дает 100%.
Формат
  1. Адресно среди топ-менеджеров компаний в период с ноября 2024 года по март 2025 года.
  2. Путем онлайн-анкетирования участников отраслевого мероприятия Digital Aviation and Travel Forum 2025, прошедшего в Москве 20 мая 2025 года. Ответы респондентов 2-го этапа выведены в отдельные блоки «Мнение участников Digital Aviation and Travel Forum 2025».
Сбор данных осуществлялся в 2 этапа: 
Сроки проведения
Копирайт
При использовании материалов исследования обязательно указание источника: ORS. Исследование «Как ключевые эксперты отрасли видят будущее авиационных IT-технологий в России». — ORS, 2025. — www. ors-aero.ru
«Авторские права принадлежат АО «ОРС»
Полезные ссылки: 
С целью сопоставления мнений представителей российской и международной авиационной отраслей, в нашем исследовании мы используем данные исследования Amadeus Travel Technology Investment Trends 2024, доступного по ссылке amadeustechtrends
ТЕЗИСЫ

Инвестиции в авиационные IT: приоритет, несмотря на вызовы

Авиакомпании продолжают наращивать инвестиции в IT, несмотря на общий рост затрат и внешние ограничения. Сохраняется курс на развитие внутренних IT-компетенций и сокращение аутсорса. В долгосрочной перспективе акцент сместится на автоматизацию и цифровизацию внутренних процессов.

Технологии в отрасли: переход к новому технологическому укладу

Авиакомпании активно экспериментируют с ИИ и пытаются применить его в разных областях своей деятельности. Сохраняется настороженность в отношении облачных сервисов и блокчейна. Инсорсинг и опора на Python, Go, Dot.Net отражают курс на гибкость, адаптивность и фокус на работу с данными.

MAR: технология с потенциалом, но в России пока без импульса

Концепция Modern Airline Retailing (MAR) пока не получила широкой поддержки в России: осведомленность низкая, стратегий внедрения нет. При этом потенциал MAR очевиден — рост доходов, персонализация, снижение зависимости от посредников. Рынку необходим синхронизированный импульс от авиакомпаний и вендоров, иначе технологический разрыв с мировой индустрией углубится.

Мерчендайзинг и дистрибуция: от GDS к омниканальности

Прямые продажи через сайты и мобильные приложения растут и доминируют в цифровой трансформации ритейла. GDS теряют позиции, но пока остаются наиболее функциональными. NDC становится основным механизмом и фактически синонимом прямой дистрибуции, что стало главным фактором его активного распространения. Будущее за персонализированными предложениями и прямым доступом к пассажиру.

Динамическое ценообразование: от эксперимента к стандарту рынка

Технология стала ключевым элементом коммерческой стратегии. Авиакомпании адаптируются к регулированию и применяют гибкие модели ценообразования как для билетов, так и для допуслуг. Высока потребность в технологических решениях и защите персональных данных. Переход к собственным RMS усиливается, но требует зрелой аналитики.

Код-шеры и интерлайны: между ограничениями и прагматичным сотрудничеством

Несмотря на внешнеполитические барьеры, 60% авиакомпаний-респондентов сохраняют интерес к интерлайн-соглашениям, особенно с партнерами из дружественных стран. Однако 40% отказываются от такого взаимодействия из-за санкционных рисков и падения спроса. Виртуальный интерлайн пока рассматривается как дополнение, а не альтернатива: его сдерживает, в первую очередь, плохой клиентский опыт, обусловленный слабо развитыми или полностью отсутствующими механизмами урегулирования нештатных ситуаций. 

Импортозамещение: необходимость, переход, вызовы

Импортозамещение стало стратегической необходимостью. Переход от точечных решений к полной замене ожидается к 2030 году. Однако критически не хватает долгосрочных IT-стратегий: четверть компаний не имеет их вовсе. 

Искусственный интеллект: от дискуссий к системной трансформации

ИИ перестал быть просто темой для обсуждения и начинает применяться в маркетинге, продажах и планировании. Впереди — бэк-офис, риск-менеджмент и техническая эксплуатация. Те, кто не приступили к внедрению, рискуют остаться позади. Переход от автоматизации к интеллектуализации уже происходит и становится ключом к конкурентоспособности.

Кибербезопасность: от тревожных сигналов к системным действиям

Растущая сложность атак и цифрового ландшафта требуют перехода от базовой защиты к всестороннему управлению киберрисками. Инвестиции в ИБ растут, но треть компаний не имеет четких планов. Приоритет — мониторинг, аудит, реагирование. Кибербезопасность — не вспомогательная функция, а основа цифровой устойчивости.