как ключевые эксперты отрасли видят

Цифровизация аэропортов
Разрыв между внешними сервисами и внутренними процессами
Анализ данных опроса и сопоставление их с международными исследованиями демонстрируют, что цифровизация российских аэропортов продвигается неравномерно и сохраняет характер «точечных» улучшений. Большинство респондентов оценивают уровень цифровизации как средний, что согласуется с глобальными оценками зрелости отрасли: внедрение передовых решений зачастую ограничивается интерфейсами, тогда как внутренняя инфраструктура и архитектура данных остаются устаревшими и фрагментированными. Это создает структурный разрыв между внешними сервисами, направленными на повышение удобства для пассажиров, и внутренними процессами аэропорта, что существенно снижает интеграционную управляемость.
В поисках баланса
Одновременно наблюдается смещение акцентов в сторону цифровизации процессов, непосредственно влияющих на пассажирский опыт и безопасность операций — регистрация, посадка, багаж, видеонаблюдение. Однако такие направления, как управление потоками, перронные операции, инфраструктура данных и расширенные аналитические системы, развиваются гораздо медленнее. Расширение набора применяемых технологий — от облачных решений и мобильных сервисов до биометрии и ИИ — сопровождается ограничениями, связанными с санкциями, киберугрозами, нехваткой компетенций и сложностью интеграции с legacy-системами. В результате аэропорты вынуждены балансировать между стремлением внедрять инновации и необходимостью поддерживать устойчивость критической инфраструктуры.
Разрыв между внешними сервисами и внутренними процессами
Анализ данных опроса и сопоставление их с международными исследованиями демонстрируют, что цифровизация российских аэропортов продвигается неравномерно и сохраняет характер «точечных» улучшений. Большинство респондентов оценивают уровень цифровизации как средний, что согласуется с глобальными оценками зрелости отрасли: внедрение передовых решений зачастую ограничивается интерфейсами, тогда как внутренняя инфраструктура и архитектура данных остаются устаревшими и фрагментированными. Это создает структурный разрыв между внешними сервисами, направленными на повышение удобства для пассажиров, и внутренними процессами аэропорта, что существенно снижает интеграционную управляемость
В поисках баланса
Одновременно наблюдается смещение акцентов в сторону цифровизации процессов, непосредственно влияющих на пассажирский опыт и безопасность операций — регистрация, посадка, багаж, видеонаблюдение. Однако такие направления, как управление потоками, перронные операции, инфраструктура данных и расширенные аналитические системы, развиваются гораздо медленнее. Расширение набора применяемых технологий — от облачных решений и мобильных сервисов до биометрии и ИИ — сопровождается ограничениями, связанными с санкциями, киберугрозами, нехваткой компетенций и сложностью интеграции с legacy-системами. В результате аэропорты вынуждены балансировать между стремлением внедрять инновации и необходимостью поддерживать устойчивость критической инфраструктуры.
Как вы оцениваете общий уровень цифровизации процессов в вашем аэропорту?
Аэропорты консервативно оценивают уровень своей цифровой трансформации: 65% считают его средним, лишь 28% — высоким, и 7% — низким. И это не только российские реали
Похожие выводы представлены в исследовании McKinsey Smart airports: Clearing the runway for digital takeoff 2025 большинство аэропортов остаются на ранних этапах цифровизации, несмотря на внедрение современных решений. Отмечается разрыв между технологическими сервисами для пассажиров и устаревшей внутренней инфраструктурой, что затрудняет интеграцию базовых систем.
Исследование Digital Maturity Assessment от Lufthansa Consulting для аэропорта Зальцбурга также подтверждает, что европейские аэропорты сталкиваются с проблемами комплексной цифровизации. Часто технологии внедряются фрагментарно: автоматизированы отдельные процессы, но отсутствует единая стратегия развития.
Цифровизация в аэропортах
Опрос показывает четкую приоритизацию процессов, напрямую влияющих на пассажирский опыт: автоматизация регистрации, посадки и цифровые сервисы для пассажиров занимают по 20% внедрений.
Это отражает понимание аэропортами значимости качественного сервиса для конкурентоспособности. Автоматизация обработки багажа (18%) остается критичной, поскольку снижает ошибки и ускоряет обработку. Системы безопасности и видеонаблюдения (16%) также демонстрируют высокий уровень цифровизации из-за растущих требований к контролю.
Более специализированные направления, такие как управление перронным транспортом (7%) и пассажиропотоками (4%), пока сильно отстают, хотя аэропорты начинают активно ими заниматься.
Глобальные исследования подтверждают эти тенденции. По данным SITA Air Transport IT Insights 2024−2025, 86% аэропортов планируют внедрение self-service-решений в 2025—2026 годах, что соответствует высокому уровню цифровизации регистрации и посадки. Отчет Amadeus Travel Technology Investment Trends 2024 показывает, что 56% аэропортов инвестируют в улучшение клиентского опыта и 52% — в повышение операционной эффективности, что согласуется с выявленной приоритизацией пассажирских процессов.
Каковы ваши инвестиционные планы?
Технологии в аэропортах
Мобильные решения (30%) становятся главным каналом взаимодействия с пассажирами. Облачные технологии (26%) и биометрические системы (19%) показали, по нашему мнению, неожиданно высокие уровни внедрения. Поскольку в анкете нашего исследования не предусматривалось уточнение, какие именно биометрические и облачные технологии имеются в виду, можно предположить, что некоторые респонденты трактовали эти варианты достаточно широко: хранение документов на «Яндекс Диске» — это тоже облачная технология, а платёжные терминалы с распознаванием лица (“Заплати улыбкой“) используют биометрию.
Использования биометрических систем в технологическом процессе обслуживания пассажиров, в России их развитие после 2022 года замедлили санкции и дефицит оборудования. Несмотря на сложности и организационно-правовые барьеры, некоторые инициативы все-таки развиваются, например, биометрическая посадка «Мигом» в Пулково, терминал в Сочи, проекты разработчика NeoLabs и компании «Аэропорты Регионов», которая активно развивает собственные биометрические технологии и предоставляет их другим аэропортам. Это показывает, что при наличии технологической базы и организационной воли внедрение возможно даже в условиях ограничений.

ИИ и машинное обучение (11%) постепенно внедряются для предиктивной аналитики. Другие технологии — большие данные, IoT, блокчейн (по 5%) и роботизация (1%) — пока ограничены. У 2% аэропортов цифровые технологии отсутствуют вовсе.
Использование облачных технологий (26%) требует осторожного подхода: крупные сбои 2024 года, включая массовый отказ Windows из-за обновления CrowdStrike, отмену тысяч рейсов и экономические убытки свыше $ 1 млрд, показали уязвимость критической инфраструктуры. Недавние сбои Google Cloud и проблемы в Яндекс. Облаке усиливают сомнения в применимости облаков для критически важных сервисов. Многие компании, включая ORS, используют их только для некритичных задач, оставляя ключевые системы на собственных серверах.

Биометрия, ИИ и персонализация входят в число ключевых мировых трендов и рассматриваются как базовые технологии будущего обслуживания пассажиров. Глобальные данные показывают высокие темпы внедрения биометрии: по SITA Air Transport IT Insights 2024−2025, биометрией пользуются уже 50% пассажиров, 62% ее предпочитают традиционному контролю, а к 2027 году 75% аэропортов планируют внедрение на нескольких этапах обслуживания.
Какова доля автоматизированных ключевых бизнес-процессов в вашем аэропорту?
Опрос показывает тревожный уровень автоматизации в аэропортах: 51% аэропортов сообщили, что автоматизировано менее 25% процессов, что означает доминирование ручного труда. Лишь 25% достигли высокого уровня автоматизации (более 75%). Промежуточные уровни представлены слабо — 19% и 5%.
Главная причина низкой автоматизации — опасения утраты контроля и появления рисков для безопасности. Аэропорты не допускают ИИ и автоматизированные системы к критическим операциям из-за опасений инцидентов. Центральная проблема — неопределенность ответственности: при сбое непонятно, кто виноват — разработчик, оператор или регулятор. Поэтому без четкой нормативной базы аэропорты предпочитают человеческий контроль.
Глобальные исследования демонстрируют противоположную динамику. По данным Straits Research 2025, рынок аэропортной автоматизации превысил $ 52 млрд в 2024 году и вырастет до $ 85 млрд к 2033-му. Аэропорты внедряют ИИ для инспекции багажа, автоматической сортировки и RPA (Robotic Process Automation) для рутинных задач, а IoT-сенсоры обеспечивают данные в реальном времени. 
Регуляторы активно формируют правила ответственности. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) в 2024 году представило дорожную карту AI Safety Assurance, подчеркивая: ИИ — инструмент, а ответственность несет человек; при автоматизации она переходит к проектировщику, который обязан четко распределять роли между людьми и системой. EASA разрабатывает собственную сертификацию ИИ, а ЕС через AI Act впервые комплексно регулирует применение ИИ, включая распределение ответственности между разработчиками и операторами.
Какие основные факторы, по вашему мнению, сдерживают развитие цифровых технологий в вашем аэропорту?
Первый по уровню популярности ответ показывает, что главный барьер цифровой трансформации аэропортов — сложности интеграции новых решений (63%). Это отражает сложность IT-ландшафта, состоящего из множества взаимосвязанных систем, включая устаревшие решения, которые сложно обновлять без остановки процессов. Любая новая технология должна стыковаться с десятками разрозненных систем с разными протоколами и форматами данных.
На втором месте — ограничения инфраструктуры и отсутствие цифровой стратегии (по 54%). Старые системы зачастую сами являются следствием отсутствия стратегического планирования, а точечные внедрения не формируют единую цифровую экосистему. Недостаток квалифицированных специалистов (37%) также серьезно тормозит развитие, тогда как регуляторные барьеры (33%) оказываются менее значимыми. Финансирование (25%) и сопротивление персонала (23%) — второстепенные факторы. Показательно, что отсутствие поддержки руководства имеет всего 2%, что демонстрирует понимание важности цифровизации.
Глобальные исследования подтверждают: интеграция — универсальная проблема. По данным Intel Market Research, около 60% аэропортов сталкиваются со сложностями стыковки новых решений с legacy-инфраструктурой, что увеличивает сроки проектов на 12−18 месяцев и бюджет на 30−40%. Лишь четверть аэропортов достигли полноценной интеграции данных; фрагментированные стеки требуют дорогостоящего middleware. Amadeus также отмечает, что модернизация legacy-систем и обмен данными — ключевые препятствия. Исследование GM Insights указывает, что даже при росте цифровизации авиакомпании и аэропорты все еще работают в разрозненных системах, ограничивающих единое цифровое путешествие пассажира и создание потоков данных в реальном времени.
инсайты
активное внедрение сервисов для пассажиров, использование ИИ в отдельных задачах, расширение применения облачных и мобильных решений — в основе сохраняются технологическая фрагментация и низкий уровень автоматизации ключевых процессов
Несмотря на точечные успехи
но сталкивается с системными барьерами: интеграционной сложностью, ограничениями инфраструктуры, нехваткой квалифицированных специалистов и отсутствием целостной стратегии цифрового развития.
Цифровизация аэропортов развивается
необходимы согласованная архитектура данных, модернизация базовой инфраструктуры, стандартизация решений и институциональное укрепление ответственности за внедрение цифровых технологий.
Для выхода на новый уровень зрелости
разделы
Какие основные факторы, по вашему мнению, сдерживают развитие цифровых технологий в вашем аэропорту?