Инвестиционные планы российских авиакомпаний в IT-сфере
2025-07-09 17:52
Несмотря на дефицит самолетов, рост издержек и санкционное давление, российские авиакомпании держат уверенный курс на увеличение инвестиций в IT. Мы провели исследование среди топ-менеджеров крупнейших авиакомпаний России и узнали, в какие IT-направления они планируют инвестировать в горизонте 1-3 лет и 3-5 лет.
В начале 2025 года мы в ORS провели первое в истории российской гражданской авиации исследование мнений топ-менеджеров об ИТ-трендах “Как ключевые эксперты отрасли видят будущее авиационных IT-технологий в России”. В нем приняли участие более 40 руководителей крупнейших авиакомпаний, онлайн-трэвел-агентств и авиационных вендоров, обслуживающих свыше 90% всего пассажирского трафика в стране. Один из важнейших разделов исследования — инвестиции в авиационные IT. В этой статье мы раскроем некоторые ключевые данные и выводы раздела “Инвестиции в авиационные IT: приоритет, несмотря на вызовы”.
Доходность, клиенты и инфраструктура: приоритеты на горизонте 1–3 лет
В краткосрочной перспективе авиакомпании делают ставку на направления, где можно быстро увидеть коммерческую отдачу. В фокусе — управление доходами (отметили 83% респондентов), маркетинг и продажи (55%), а также клиентский сервис (49%). Эти области прямо влияют на выручку и лояльность пассажиров, поэтому и оказываются в центре внимания. IT здесь рассматривается как драйвер, который может принести результат уже завтра.
При этом вендоры смотрят на задачи чуть иначе. Их акцент — на инфраструктуре, безопасности, планировании и учете ресурсов. Особенно заметен разрыв в подходе к управлению рисками: технологические компании рассчитывают на ИТ-инструменты, тогда как авиакомпании проявляют осторожность и смотрят на этот вопрос менее оптимистично.
От тактики к стратегии - инвестиции в горизонте 3-5 лет
В среднесрочной перспективе 3-5 лет на первом месте остаются управление доходностью и обслуживание клиентов — авиакомпании планируют усиливать конкурентоспособность за счет персонализации и высокого уровня сервиса, маркетинга и продаж. Особо стоит отметить рост интереса к контролю состояния флота: среди авиакомпаний значимость этого направления выросла с 33% до 42%. У вендоров оно и вовсе оказалось на втором месте. Также набирают силу темы контроля качества и планирования процессов — всё это говорит о переходе от точечных улучшений к более системному подходу.
Что еще вы найдете в разделе исследования об инвестициях
В разделе «Инвестиции в авиационные IT: приоритет, несмотря на вызовы» нашего исследования мы также рассмотрели:
Как изменится объем инвестиций российских авиакомпаний в IT в кратко- и среднесрочной перспективе;
Какие вызовы авиакомпании считают наиболее острыми на горизонтах 1–3 и 3–5 лет;
Мнение об инвестиционных приоритетах участников форума Digital Aviation & Travel Forum о приоритетах IT-развития;
Сравнение ответов представителей авиакомпаний и авиационных вендоров;
Как российские оценки инвестиций в IT соотносятся с результатами международного исследования Amadeus Travel Technology Investment Trends 2024.
Смотрите по теме:
Запись презентации генерального директора ORS Александра Сизинцева «Авиационные технологии в России и мире: вместе или врозь?» на Digital Aviation & Travel Forum 2024. В выступлении Александр обсудил процесс импортозамещения авиационного ПО в России и возможные сценарии развития отрасли.
Об исследовании “Как ключевые эксперты отрасли видят будущее авиационных IT-технологий в России”
Мы провели исследование, чтобы понять, как будет трансформироваться российская авиационная отрасль в условиях ускоряющейся цифровизации. В исследовании приняли участие топ-менеджеры авиакомпаний, вендоров и OTA, обслуживающих более 90% пассажиропотока в РФ. Это дало нам всестороннюю картину по всей экосистеме рынка.
Исследование уникально тем, что нам удалось не только собрать мнения ключевых игроков, но и сопоставить их позиции, выявить точки согласия и разногласия, а также сравнить российские данные с международными трендами.
Полученные данные можно использовать как консолидированное «третье мнение» для выстраивания обоснованных ИТ-стратегии авиакомпаний в условиях стремительно меняющейся технологической среды.