мнение ключевых экспертов отрасли

Цифровизация аэропортов
IT-инвестиции 
Неравномерная цифровизация и структурный разрыв в IT-инвестициях
Структура источников финансирования дополнительно закрепляет эту модель: ключевую роль играют материнские компании и холдинги, обеспечивающие централизованную поддержку и распределение средств между аэропортами. И хотя при этом существует возможность государственной поддержки, использовать ее, по мнению представителей аэропортов, затруднительно, а кредитные механизмы применяются ограниченно из-за высокой стоимости. Это усиливает разрыв между крупными хабами, входящими в холдинги, и независимыми региональными аэропортами, которые испытывают существенно больше ограничений в доступе к финансированию. Одновременно при выборе инвестиционных приоритетов российские аэропорты руководствуются в первую очередь требованиями регуляторов и окупаемостью, а не стратегическими целями или клиентским опытом, что заметно контрастирует с глобальной практикой.
Приоритеты внедрения и технологические ограничения в условиях операционной уязвимости
Структура источников финансирования дополнительно закрепляет эту модель: ключевую роль играют материнские компании и холдинги, обеспечивающие централизованную поддержку и распределение средств между аэропортами. И хотя при этом существует возможность государственной поддержки, использовать ее, по мнению представителей аэропортов, затруднительно, а кредитные механизмы применяются ограниченно из-за высокой стоимости. Это усиливает разрыв между крупными хабами, входящими в холдинги, и независимыми региональными аэропортами, которые испытывают существенно больше ограничений в доступе к финансированию. Одновременно при выборе инвестиционных приоритетов российские аэропорты руководствуются в первую очередь требованиями регуляторов и окупаемостью, а не стратегическими целями или клиентским опытом, что заметно контрастирует с глобальной практикой.
Как изменился объем инвестиций в IТ в вашей организации в 2025 году по сравнению с 2024 годом?
Опрос показывает консервативный уровень IT-инвестиций: 73% аэропортов сохранили бюджеты на прежнем уровне, 27% увеличили их немного и лишь 2% — существенно. Сокращений нет, что говорит о признании важности IT. Вместе с тем крупных инвестпроектов также нет. Такая стабильность означает поддержание существующих систем, тогда как масштабные инновации практически не запускаются. Рост IT-расходов может происходить за счет операционных издержек — обновлений, лицензий, персонала, — а не новых программ модернизации.
Опрос показывает консервативный уровень IT-инвестиций: 73% аэропортов сохранили бюджеты на прежнем уровне, 27% увеличили их немного и лишь 2% — существенно. Сокращений нет, что говорит о признании важности IT. Вместе с тем крупных инвестпроектов также нет. Такая стабильность означает поддержание существующих систем, тогда как масштабные инновации практически не запускаются. Рост IT-расходов может происходить за счет операционных издержек — обновлений, лицензий, персонала, — а не новых программ модернизации.
Отдельно растут вложения в кибербезопасность: бюджеты перераспределяются в ее пользу, что может замораживать другие направления. Полученные результаты также могут говорить о влиянии крупных аэропортовых холдингов, которые имеют значительные централизованные бюджеты и способны поддерживать стабильный уровень инвестиций, обеспечивая постепенную модернизацию.
Глобальные данные показывают иную динамику. Согласно SITA Air Transport IT Insights 2024, около 72–74% аэропортов и авиакомпаний ожидают роста IT-расходов. Market Growth Reports прогнозирует увеличение мирового рынка IT-затрат аэропортов с 4,23 млрд долл. в 2024 году до 8,52 млрд долл. к 2033 году, а Market Report Analytics оценивает объем рынка в 6,29 млрд долл. в 2025 году и прогнозирует дальнейший рост.
Отдельно растут вложения в кибербезопасность: бюджеты перераспределяются в ее пользу, что может замораживать другие направления. Полученные результаты также могут говорить о влиянии крупных аэропортовых холдингов, которые имеют значительные централизованные бюджеты и способны поддерживать стабильный уровень инвестиций, обеспечивая постепенную модернизацию.
Глобальные данные показывают иную динамику. Согласно SITA Air Transport IT Insights 2024, около 72–74% аэропортов и авиакомпаний ожидают роста IT-расходов. Market Growth Reports прогнозирует увеличение мирового рынка IT-затрат аэропортов с 4,23 млрд долл. в 2024 году до 8,52 млрд долл. к 2033 году, а Market Report Analytics оценивает объем рынка в 6,29 млрд долл. в 2025 году и прогнозирует дальнейший рост.
Какие источники финансирования IT-инвестиций используются в вашей организации?
Опрос отражает структуру источников финансирования IT в российских аэропортах. Самый популярный ответ — «материнская компания или холдинг» (79%), что свидетельствует о продолжающейся консолидации отрасли и централизованном управлении IT. На втором месте собственные средства аэропортов (68%). Заемные средства используются реже (46%) из-за высокой стоимости кредитов. Государственные программы не задействуются, что указывает на их возможную недоступность для IT-нужд.
Опрос отражает структуру источников финансирования IT в российских аэропортах. Самый популярный ответ — «материнская компания или холдинг» (79%), что свидетельствует о продолжающейся консолидации отрасли и централизованном управлении IT. На втором месте собственные средства аэропортов (68%). Заемные средства используются реже (46%) из-за высокой стоимости кредитов. Государственные программы не задействуются, что указывает на их возможную недоступность для IT-нужд.
Доминирование холдингов означает структурный сдвиг: крупные группы легче привлекают финансирование, обладают масштабом и экспертизой, используют диверсификацию. Это создает риск «цифрового разрыва»: крупные хабы продолжают модернизацию, тогда как независимые региональные аэропорты, не имеющие доступа к ресурсам холдингов, отстают.
Глобальная ситуация отличается: по данным Morningstar DBRS (2025), аэропорты все больше опираются на долговое финансирование и повышение сборов для реализации капитальных программ. Примеры Adani Airport Holdings, Munich Airport Group и Fraport демонстрируют эффективность централизованных ИТ-моделей: интегрированные цифровые платформы, единая архитектура и централизованные сервисы ускоряют внедрение технологий, повышают эффективность и улучшают качество операций.
Доминирование холдингов означает структурный сдвиг: крупные группы легче привлекают финансирование, обладают масштабом и экспертизой, используют диверсификацию. Это создает риск «цифрового разрыва»: крупные хабы продолжают модернизацию, тогда как независимые региональные аэропорты, не имеющие доступа к ресурсам холдингов, отстают.
Глобальная ситуация отличается: по данным Morningstar DBRS (2025), аэропорты все больше опираются на долговое финансирование и повышение сборов для реализации капитальных программ. Примеры Adani Airport Holdings, Munich Airport Group и Fraport демонстрируют эффективность централизованных ИТ-моделей: интегрированные цифровые платформы, единая архитектура и централизованные сервисы ускоряют внедрение технологий, повышают эффективность и улучшают качество операций.
Какие факторы наиболее существенно влияют на определение инвестиционных приоритетов в IT-сфере вашей организации?
Результаты опроса показывают: российские аэропорты принимают решения об IT-инвестициях преимущественно из соображений окупаемости (31%) и регуляторных требований (28%). Это формирует реактивный подход — технологии внедряются ради ROI или из-за давления регуляторов, а не по стратегическим причинам. Запросы пассажиров (21%) и собственные стратегические цели (8%) играют второстепенную роль. Экологическая повестка отсутствует. Давление конкурентов почти нулевое (1%), что отражает фактическую географическую монополию большинства аэропортов и слабую мотивацию соревноваться в инновациях.
Результаты опроса показывают: российские аэропорты принимают решения об IT-инвестициях преимущественно из соображений окупаемости (31%) и регуляторных требований (28%). Это формирует реактивный подход — технологии внедряются ради ROI или из-за давления регуляторов, а не по стратегическим причинам. Запросы пассажиров (21%) и собственные стратегические цели (8%) играют второстепенную роль. Экологическая повестка отсутствует. Давление конкурентов почти нулевое (1%), что отражает фактическую географическую монополию большинства аэропортов и слабую мотивацию соревноваться в инновациях.
Глобальная картина иная: по данным Amadeus (2024), главные драйверы мировых аэропортов — улучшение клиентского опыта (56%) и операционной эффективности (52%), а также экологическая устойчивость (76%).
Регуляторные требования (NIS2, CRA, ISMS в ЕС; требования TSA/FAA в США) важны, но служат фундаментом для инноваций, а не заменяют стратегию.
Глобальная картина иная: по данным Amadeus (2024), главные драйверы мировых аэропортов — улучшение клиентского опыта (56%) и операционной эффективности (52%), а также экологическая устойчивость (76%).
Регуляторные требования (NIS2, CRA, ISMS в ЕС; требования TSA/FAA в США) важны, но служат фундаментом для инноваций, а не заменяют стратегию.
Какие направления IT-проектов считаются в вашей организации наиболее приоритетными для инвестирования?
Исследование показывает: цифровые сервисы для клиентов занимают лишь пятое место (26%) по популярности ответов, уступая обновлению IT-инфраструктуры, автоматизации и регуляторным задачам. Это подтверждает общую тенденцию: российские аэропорты скорее ориентируются не на пассажирский опыт, а на выполнение обязательств и поддержание базовой работоспособности.
Исследование показывает: цифровые сервисы для клиентов занимают лишь пятое место (26%) по популярности ответов, уступая обновлению IT-инфраструктуры, автоматизации и регуляторным задачам. Это подтверждает общую тенденцию: российские аэропорты скорее ориентируются не на пассажирский опыт, а на выполнение обязательств и поддержание базовой работоспособности.
Главный приоритет — обновление ПО и оборудования (67%), что связано с ростом цен на оборудование и санкционными ограничениями. На втором месте — автоматизация производственных процессов (61%), хотя фактический уровень автоматизации остается низким. Импортозамещение (53%) — продукт санкций: аэропорты вынуждены переходить на отечественные решения. Системы безопасности (47%) укрепляют позиции из-за роста киберугроз.
Особенно тревожны низкие показатели аналитики и систем поддержки решений (19%), а также инфраструктуры данных (16%): без них невозможно развитие ИИ, цифровых двойников и других advanced-технологий. Автоматизация вспомогательных процессов (4%) почти не развивается, хотя именно там часто кроются быстрые выгоды.
Мировые данные демонстрируют иную картину. SITA (2024) фиксирует высокий приоритет обновления инфраструктуры, что совпадает с российскими трендами, но глобальные аэропорты, по данным Amadeus (2024), ставят на первое место улучшение клиентского опыта (56%) и операционной эффективности (52%), тогда как в России сервисы для пассажиров — на периферии. Международные исследования (Roland Berger State of Airports 2025) демонстрируют рост инвестиций — аэропорты увеличивают бюджеты на 17% и более, активно вкладываются в IoT, 5G, автоматизацию и инновации. На этом фоне российские аэропорты выглядят значительно более консервативными.
Главный приоритет — обновление ПО и оборудования (67%), что связано с ростом цен на оборудование и санкционными ограничениями. На втором месте — автоматизация производственных процессов (61%), хотя фактический уровень автоматизации остается низким. Импортозамещение (53%) — продукт санкций: аэропорты вынуждены переходить на отечественные решения. Системы безопасности (47%) укрепляют позиции из-за роста киберугроз.
Особенно тревожны низкие показатели аналитики и систем поддержки решений (19%), а также инфраструктуры данных (16%): без них невозможно развитие ИИ, цифровых двойников и других advanced-технологий. Автоматизация вспомогательных процессов (4%) почти не развивается, хотя именно там часто кроются быстрые выгоды.
Мировые данные демонстрируют иную картину. SITA (2024) фиксирует высокий приоритет обновления инфраструктуры, что совпадает с российскими трендами, но глобальные аэропорты, по данным Amadeus (2024), ставят на первое место улучшение клиентского опыта (56%) и операционной эффективности (52%), тогда как в России сервисы для пассажиров — на периферии. Международные исследования (Roland Berger State of Airports 2025) демонстрируют рост инвестиций — аэропорты увеличивают бюджеты на 17% и более, активно вкладываются в IoT, 5G, автоматизацию и инновации. На этом фоне российские аэропорты выглядят значительно более консервативными.
Как вы считаете, какие из перечисленных технологий окажут наибольшее влияние на развитие аэропортов в ближайшие 5 лет?
Опрос показывает противоречие: аэропорты считают, что наибольшее влияние окажут клиентские технологии, но инвестируют преимущественно в процессы, снижающие затраты (см. вопрос 13). Характерно, что наиболее популярны ответы, так или иначе связанные с сокращением фонда оплаты труда. В топе — ИИ/ML и роботизация (по 88%), далее следуют самообслуживание и бесконтактные технологии (74%), автоматизированные системы мониторинга (51%), умные энергоэффективные системы (46%).
Опрос показывает противоречие: аэропорты считают, что наибольшее влияние окажут клиентские технологии, но инвестируют преимущественно в процессы, снижающие затраты (см. вопрос 13). Характерно, что наиболее популярны ответы, так или иначе связанные с сокращением фонда оплаты труда. В топе — ИИ/ML и роботизация (по 88%), далее следуют самообслуживание и бесконтактные технологии (74%), автоматизированные системы мониторинга (51%), умные энергоэффективные системы (46%).
Аэропорты считают, что технологии, улучшающие пассажирский опыт или создающие стратегическую цифровую базу, окажут заметно меньшее влияние (аналитика — 25%,  платформы CX — 14%, кибербезопасность — 12%). IoT и блокчейн не рассматриваются совсем (0%), несмотря на их потенциал.
Глобальные исследования показывают более сбалансированный подход. Roland Berger (2025) фиксирует, что более 90% аэропортов намерены наращивать IT-инвестиции, а биометрия, которую российские аэропорты недооценивают, становится ключевой. SITA (2024) подтверждает рост интереса к ИИ и аналитике, тогда как российские показатели отражают скорее ожидания, чем реальный опыт внедрения. Исследование Next MSC (2025) показывает, что мировые лидеры используют ИИ, аналитику и биометрию для реального ускорения операций и улучшения сервиса, тогда как российские аэропорты фокусируются главным образом на сокращении затрат.
Аэропорты считают, что технологии, улучшающие пассажирский опыт или создающие стратегическую цифровую базу, окажут заметно меньшее влияние (аналитика — 25%,  платформы CX — 14%, кибербезопасность — 12%). IoT и блокчейн не рассматриваются совсем (0%), несмотря на их потенциал.
Глобальные исследования показывают более сбалансированный подход. Roland Berger (2025) фиксирует, что более 90% аэропортов намерены наращивать IT-инвестиции, а биометрия, которую российские аэропорты недооценивают, становится ключевой. SITA (2024) подтверждает рост интереса к ИИ и аналитике, тогда как российские показатели отражают скорее ожидания, чем реальный опыт внедрения. Исследование Next MSC (2025) показывает, что мировые лидеры используют ИИ, аналитику и биометрию для реального ускорения операций и улучшения сервиса, тогда как российские аэропорты фокусируются главным образом на сокращении затрат.
ИНСАЙТЫ
необходимы более амбициозные инвестиционные стратегии, диверсификация источников финансирования и переход от реактивной модели ИТ-развития к стратегической.
Для изменения траектории развития
остаются преимущественно поддерживающими, а не трансформационными: бюджеты стабильны, источники финансирования сконцентрированы у холдингов, а приоритетными задачами являются обновление оборудования, автоматизацию базовых операций и выполнение регуляторных требований. Такой подход позволяет удерживать текущий уровень технологической зрелости, но ограничивает потенциал цифрового прорыва, особенно в областях, связанных с аналитикой, клиентским опытом и инфраструктурой данных — направлениях, которые в мировой практике становятся ядром развития «умных» аэропортов.
IT-инвестиции в российских аэропортах
разделы