Modern Airline Retailing
MAR
MAR: технология с глобальным потенциалом, пока не воспринятая в России
Современный авиационный ритейл, или Modern Airline Retailing (MAR), представляет собой не просто очередное технологическое усовершенствование, а смену парадигмы — способа взаимодействия авиакомпаний с клиентами, партнерами и данными. В ее основе модель Offer & Order, дающая новые возможности персонализации, монетизации и оптимизации процессов. Однако в российских реалиях MAR пока остается больше потенциальным вектором, чем практическим решением.
Осведомленность о технологии невысока, стратегического интереса мало, а практического внедрения нет вовсе. Только небольшая часть респондентов погружена в тему, тогда как большинство ограничиваются поверхностными знаниями или вовсе не слышали о MAR.

При этом MAR способен приносить ощутимую пользу — от увеличения доходов и снижения затрат на дистрибуцию до повышения гибкости предложений и клиентской ценности. Но для перехода требуется четкий импульс: со стороны авиакомпаний — как заказчиков изменений, а со стороны вендоров — как технологических провайдеров. 

Особую тревогу вызывает угроза технологического расхождения: если мировая индустрия массово перейдет на новую модель, а российский рынок останется на прежней технологической платформе, это может привести к разрыву в совместимости и потере интеграции с глобальной экосистемой.
На каком уровне находится ваша личная
осведомлённость о MAR?
Осведомленность об архитектуре Modern Airline Retailing (MAR) среди участников опроса остается на начальном уровне. Половина респондентов лишь поверхностно знакома с концепцией и не вдавалась в детали, а 24% вовсе не знают, о чем идет речь. Это указывает на низкое проникновение темы в отраслевую повестку. При этом 21% участников заявили о глубоком изучении MAR, что создает резкий контраст.
Часть рынка уже активно интересуется темой, в то время как для другой она остается вне поля зрения. Лишь 5% компаний приступили к проработке внедрения, а уровень стратегической активности — ноль. Это свидетельствует о крайне низкой степени практического освоения технологии на текущем этапе.
На каком уровне находится ваша личная осведомленность о MAR (Modern Airline Retailing)?
Мнение участников Digital Aviation and Travel Forum 2025
На каком этапе находится ваша авиакомпания или клиенты-авиакомпании в переходе на MAR?
Интерес к концепции Modern Airline Retailing (MAR) в отрасли заметно растет, но пока не переходит в практическое действие. 56% компаний уже изучают тему, что говорит о ее актуальности, однако решение о внедрении принято лишь у немногих — уровень зрелости остается низким. Лишь 19% респондентов заявили о наличии долгосрочной стратегии, что можно считать позитивным сигналом.
В то же время 13% не планируют переход или не понимают его необходимости, что указывает на недостаточную осведомленность и слабую проработку бизнес-ценности MAR. При этом ни одна компания не находится на этапе активной реализации — рынок пока не демонстрирует примеров внедрения «здесь и сейчас».
Steps in transition to Offer & Order management:
На каком этапе находится ваша авиакомпания в переходе на MAR?
В мире ситуация иная. Согласно данным Amadeus, авиакомпании по всему миру активно переходят к новой модели розничного управления — Offer & Order Management, которая является одним из основополагающих компонентов MAR. Почти 90% респондентов уже реализовали ключевые шаги или находятся в процессе внедрения. Это свидетельствует о высоком уровне зрелости подхода и уверенности в его ценности.
При этом организационные изменения происходят медленнее, чем разработка стратегий: адаптация внутренних процессов и структур требуют времени. Тем не менее, треть компаний уже завершили внедрение, а почти половина находятся в активной фазе трансформации. Это подтверждает, что переход к модели Offer & Order — не теория, а реальная практика.
В чем вы видите пользу перехода на MAR для российских авиакомпаний?
Несмотря на низкую общую осведомленность, все же большинство респондентов рассматривают MAR как источник реальных бизнес-преимуществ. Основными драйверами они называют рост доходов (63%), улучшение клиентского опыта за счет персонализации (59%) и сокращение затрат на дистрибуцию (56%) — за счет меньшей зависимости от GDS. Это свидетельствует о том, что MAR воспринимается как инструмент трансформации коммерческой модели авиакомпаний. 
Однако почти 20% участников опроса пока не видят смысла в переходе: это может быть связано с нехваткой информации, сомнениями в применимости технологии в российских условиях или недоверием к международному опыту. В современных условиях только 13% ориентированы на интеграцию с зарубежными партнерами.
Каков ожидаемый рост доходов в течение следующих пяти лет за счёт перехода на MAR / Offer & Order?
Ожидания от внедрения Modern Airline Retailing (MAR) в российских авиакомпаниях остаются сдержанными: 56% респондентов прогнозируют лишь умеренный рост доходов в диапазоне 1−5%. Такой осторожный подход отражает прагматизм и ограниченное понимание потенциала технологии. Почти 20% вовсе не ожидают роста, считая эффект либо отложенным, либо сомнительным. Лишь 6% надеются на двузначный прирост. 
На этом фоне резко контрастируют данные опроса Amadeus: за рубежом 68% компаний ожидают прирост доходов свыше 10%, а нулевой эффект не прогнозирует никто. Это говорит о более зрелом восприятии MAR за границей, где он рассматривается как полноценный рычаг роста, а не просто оптимизация процессов. Разница в оценках подчеркивает различия в зрелости, опыте и уровне технологической готовности рынков к MAR.
Россия, Москва, Большая Академическая улица, 5А
Бизнес-центр Hitec House
© 1999–2025 АО «ОРС»
Использование информационных материалов сайта только с разрешения администрации