приоритет, несмотря на вызовы
Инвестиции в авиационные IT:
Несмотря на дефицит самолетов и рост издержек, отрасль воздушного транспорта сохраняет уверенный курс на увеличение IT-инвестиций
Большинство авиакомпаний планируют увеличивать вложения в технологии, понимая их ключевую роль в устойчивости и развитии бизнеса. Все больше игроков стремятся развивать IT-компетенции внутри компаний, снижая зависимость от типовых решений поставщиков ПО. Это требует усилий, но дает стратегические преимущества. Впрочем, сохранить такой темп в перспективе смогут только самые сильные компании.

Приоритеты у авиакомпаний и вендоров различаются: первые делают ставку на управление доходами, продажи и клиентский опыт, вторые — на безопасность и автоматизацию. На горизонте 3−5 лет растет значение управления рисками, контроля качества  и технического обслуживания.

Инвестиционные подходы эволюционируют — от оперативного реагирования к созданию цифровой устойчивости и технологической независимости. Испытывая ограничения в провозных емкостях, авиакомпании прибегают к IT-технологиям для увеличения доходности, оптимизации расходов и более качественного обслуживания пассажиров. Однако в перспективе они начнут уделять больше внимания цифровизации и автоматизации внутренних бизнес-процессов для повышения эффективности. 
В следующие 5 лет?
Относительно прошлого года
Изменился ли в вашей авиакомпании объем инвестиций в IT в 2025 году?

В авиационной отрасли сохраняется устойчивый тренд на рост ИТ-инвестиций. Уже в 2025 году половина авиакомпаний увеличила объемы вложений по сравнению с предыдущим годом, а в перспективе пяти лет рост ожидают 75% респондентов.
При этом число компаний, планирующих сохранить текущий уровень инвестиций, будет сокращаться, что может быть связано с отказом от зарубежного ПО и перехода на локальные решения. Часть компаний рассчитывает снизить затраты за счет перехода на собственные разработки, однако такие проекты требуют зрелой ИТ-стратегии. 
Будут ли авиационные и туристические компании наращивать инвестиции в IT в ближайшие 5 лет?
Мнение участников Digital Aviation and Travel Forum 2025
Каковы ваши инвестиционные планы?
Ответы участников Amadeus Travel Technology Investment Trends 2024
Международный опрос Amadeus показывает, что две трети авиакомпаний планируют расходовать больше, треть сохранит расходы на прежнем уровне, и только 2% лоукостеров надеются расходовать меньше.
В целом, с учетом глобального тренда на цифровизацию воздушного транспорта, ожидание роста инвестиций в IT выглядит вполне предсказуемо, и российская гражданская авиация следует в этом же русле.
Какие основные вызовы стоят перед авиакомпаниями в настоящее время?
Авиакомпании и вендоры по-разному воспринимают ключевые вызовы отрасли, что отражает различие в их ролях и фокусах. Так, кибербезопасность вошла в тройку приоритетов у обеих групп, но ее значимость у вендоров гораздо выше. Это объяснимо: вендоры первыми сталкиваются с новыми угрозами и остро чувствуют проблемы защиты технологической инфраструктуры.
Также различаются оценки международной активности: авиакомпании сократили работу на внешних рынках, тогда как вендоры, напротив, ищут новых клиентов и испытывают трудности с экспансией. Кроме того, вендоры острее ощущают ускорение технологических изменений — они находятся в центре трансформаций, тогда как авиакомпании чаще следуют за ними.

Респонденты оценивали вызовы по пятибалльной шкале, после чего суммарные баллы были переведены в проценты.
Какие основные вызовы будут стоять перед авиационными и туристическими компаниями в ближайшие 5 лет? 
Каковы главные операционные вызовы для традиционных авиакомпаний?
Ответы участников Amadeus Travel Technology Investment Trends 2024
Опрос Amadeus показал, что ключевые вызовы, с которыми сталкиваются авиакомпании в мире, во многом совпадают с российскими реалиями. На первом месте — высокая себестоимость, что подтверждает ее критичность как для глобального, так и для локального рынка. Вторым по значимости фактором стали регуляторные ограничения при работе на международных маршрутах. Третье место заняли операционные сбои — задержки, отмены, проблемы с графиком.
Далее следуют трудности с поставками компонентов. А вот нестабильность пассажирского спроса оказалась на последнем месте — и в международной, и в российской повестке.
Выделите не более 5 направлений, которые, по вашему мнению, авиакомпании будут усиливать с помощью инвестиций в IT в краткосрочной перспективе (1−3 года)?
В краткосрочной перспективе (1−3 года) приоритеты авиакомпаний сосредоточены на направлениях, способных обеспечить быструю коммерческую отдачу: управление доходами, продажи и обслуживание клиентов. Эти сферы напрямую влияют на выручку и лояльность пассажиров, поэтому именно они получают наибольшее внимание. Вендоры, в свою очередь, делают ставку на безопасность, планирование и учет ресурсов — то есть на инфраструктурные и системные аспекты.
Особенно заметен разрыв в восприятии управления рисками: технологически продвинутые вендоры рассчитывают на прогресс за счет ИТ-инструментов, тогда как авиакомпании оценивают эти возможности осторожнее и менее оптимистично.
Выделите не более 5 направлений, которые, по вашему мнению, авиакомпании будут усиливать с помощью инвестиций в IT в краткосрочной перспективе (3−5 лет)?
Основные фокусы развития на горизонте
1−5 лет


Ответы участников Amadeus Travel Technology Investment Trends 2024
Согласно прогнозу Amadeus, ключевым приоритетом на горизонте ближайших пяти лет станет переход авиационной отрасли к концепции Offer & Order. Этот подход предполагает отказ от устаревших технологических моделей в пользу более гибкой цифровой архитектуры, где персонализированные предложения и единые заказы позволяют улучшить управление данными и клиентский опыт. 
Вторым важным направлением становится автоматизация бизнес- и производственных процессов — от внутренних операций до взаимодействия с партнерами. Третьим приоритетом выделяется цифровизация контакта с пассажиром. Развитие онлайн-ритейла, персонализированных сервисов, диверсифицированных платежных решений и бесшовных цифровых каналов становятся неотъемлемой частью стратегии авиакомпаний.