Как ключевые эксперты отрасли видят будущее авиационных IT-технологий в России
Первое исследование в России
ВВЕДЕНИЕ
Зачем мы провели это исследование:
Мы решили понять, как будут меняться российские компании гражданской авиации в условиях цифровой трансформации в России и в мире. Наша цель — выявить ключевые технологические тренды до 2030 года и оценить, насколько российские стратегии соотносятся с глобальными. Чтобы найти ответ, мы опросили топ-менеджеров ведущих российских компаний и экспертов отрасли.

Почему это важно:
Полученные данные можно использовать как консолидированное «третье мнение» для выстраивания обоснованных ИТ-стратегии в условиях стремительно меняющейся технологической среды.

Кто принял участие:
Опрос охватил топ-менеджеров авиакомпаний (обслуживающих более 90% трафика РФ), крупнейших разработчиков авиационных IT-решений (вендоров) и онлайн-тревел-агентств (OTA). Это дает комплексную и репрезентативную картину по всей отрасли.

Чем исследование уникально:
Впервые в российской авиационной отрасли удалось не только провести репрезентативный опрос мнений, но и сопоставить позиции разных рыночных сегментов. Это позволило выявить как точки согласия, так и расхождения в восприятии будущего, глубже понять мотивации и приоритеты участников из различных сегментов авиационной отрасли. Кроме того, мы сопоставили полученные данные с результатами глобального исследования Amadeus Tech Trends 2024.
Методология и респонденты
Участниками второго этапа стали 58 экспертов, из которых: 
35% — представители авиакомпаний
33% — представители ОТА
19% — представители авиационных вендоров
10% — представители аэропортов
3% — представители государственных служб
Участниками второго этапа стали 58 экспертов,из которых: 
47% — представители авиакомпаний, включая крупнейших пассажирских перевозчиков страны
24% — представители онлайн тревел-агентств (OTA)
29% — представители технологических вендоров
Все респонденты занимают ключевые позиции, связанные с информационными технологиями, стратегическим развитием, безопасностью или дистрибуцией.
Участниками исследования в рамках первого этапа стали 40 топ-менеджеров компаний, играющих ключевую роль в развитии авиационного IT в России. Из них:
Целевая аудитория
Представители
технологических вендоров
Представители онлайн
тревел-агентств (OTA)
включая крупнейших пассажирских
перевозчиков страны
Представители авиакомпаний
Представители
государственных служб
Представители авиационных
вендоров
Представители аэропортов
Представители ОТА
Представители авиакомпаний
Примечание по интерпретации результатов
Исследование проведено формате анонимного онлайн-анкетирования. Такой формат позволил обеспечить открытость и искренность ответов. Участники не были обязаны отвечать на все вопросы. По ряду вопросов допускался выбор нескольких вариантов ответа. На такие вопросы результаты ответов приводятся в форме процентов от количества ответивших, так что суммирование вариантов ответа на даст 100%.
Исследование проведено формате анонимного онлайн-анкетирования. Такой формат позволил обеспечить открытость и искренность ответов. Участники не были обязаны отвечать на все вопросы. По ряду вопросов допускался выбор нескольких вариантов ответа. На такие вопросы результаты ответов приводятся в форме процентов от количества ответивших, так что суммирование вариантов ответа на даст 100%.
Формат
  1. Адресно среди топ-менеджеров компаний в период с ноября 2024 года по март 2025 года.
  2. Путем онлайн-анкетирования участников отраслевого мероприятия Digital Aviation and Travel Forum 2025, прошедшего в Москве 20 мая 2025 года. Ответы респондентов 2-го этапа выведены в отдельные блоки «Мнение участников Digital Aviation and Travel Forum 2025».
Сбор данных осуществлялся в 2 этапа: 
Сроки проведения
Копирайт
При использовании материалов исследования обязательно указание источника: ORS. Исследование «Как ключевые эксперты отрасли видят будущее авиационных IT-технологий в России».
— ORS, 2025. — www. ors-aero.ru
ТЕЗИСЫ

Инвестиции в авиационные IT: приоритет, несмотря на вызовы

Авиакомпании продолжают наращивать инвестиции в IT, несмотря на общий рост затрат и внешние ограничения. Сохраняется курс на развитие внутренних IT-компетенций и сокращение аутсорса. В долгосрочной перспективе акцент сместится на автоматизацию и цифровизацию внутренних процессов.

Технологии в отрасли: переход к новому технологическому укладу

Авиакомпании активно экспериментируют с ИИ и пытаются применить его в разных областях своей деятельности. Сохраняется осторожность в отношении облачных сервисов и блокчейна. Инсорсинг и опора на Python, Go, Dot.Net отражают курс на гибкость, адаптивность и фокус на работу с данными.

MAR: технология с потенциалом, но в России пока без импульса

Концепция Modern Airline Retailing (MAR) пока не получила широкой поддержки в России: осведомленность низкая, стратегий внедрения нет. При этом потенциал MAR очевиден — рост доходов, персонализация, снижение зависимости от посредников. Рынку необходим синхронизированный импульс от авиакомпаний и вендоров, иначе технологический разрыв с мировой индустрией углубится.

Мерчендайзинг и дистрибуция: от GDS к омниканальности

Прямые продажи через сайты и мобильные приложения растут и доминируют в цифровой трансформации ритейла. GDS теряют позиции, но пока остаются наиболее функциональными. NDC становится основным механизмом и фактически синонимом прямой дистрибуции, что стало главным фактором его активного распространения. Будущее за персонализированными предложениями и прямым доступом к пассажиру.

Динамическое ценообразование: от эксперимента к стандарту рынка

Технология стала ключевым элементом коммерческой стратегии. Авиакомпании адаптируются к регулированию и применяют гибкие модели ценообразования как для билетов, так и для допуслуг. Высока потребность в технологических решениях и защите персональных данных. Переход к собственным RMS усиливается, но требует зрелой аналитики.

Код-шеры и интерлайны: между ограничениями и прагматичным сотрудничеством

Несмотря на внешнеполитические барьеры, 60% авиакомпаний-респондентов сохраняют интерес к интерлайн-соглашениям, особенно с партнерами из дружественных стран. Однако 40% отказываются от такого взаимодействия из-за санкционных рисков и падения спроса. Виртуальный интерлайн пока рассматривается как дополнение, а не альтернатива: его сдерживает, в первую очередь, плохой клиентский опыт, обусловленный слабо развитыми или полностью отсутствующими механизмами урегулирования нештатных ситуаций. 

Импортозамещение: необходимость, переход, вызовы


Импортозамещение стало стратегической необходимостью. Переход от точечных решений к полной замене ожидается к 2030 году. Однако критически не хватает долгосрочных IT-стратегий: четверть компаний не имеет их вовсе. 

Искусственный интеллект: от дискуссий к системной трансформации

ИИ перестал быть просто темой для обсуждения и начинает применяться в маркетинге, продажах и планировании. Впереди — бэк-офис, риск-менеджмент и техническая эксплуатация. Те, кто не приступили к внедрению, рискуют остаться позади. Переход от автоматизации к интеллектуализации уже происходит и становится ключом к конкурентоспособности.

Кибербезопасность: от тревожных сигналов к системным действиям

Растущая сложность атак и цифрового ландшафта требуют перехода от базовой защиты к всестороннему киберменеджменту. Инвестиции в ИБ растут, но треть компаний не имеют четких планов. Приоритет — мониторинг, аудит, реагирование. Кибербезопасность — не вспомогательная функция, а основа цифровой устойчивости.