Мерчендайзинг и дистрибуция
Мерчендайзинг и дистрибуция в авиационной отрасли переживают масштабную трансформацию.
Там, где еще недавно доминировали глобальные дистрибутивные системы (GDS), сегодня стремительно усиливаются альтернативные каналы. Прямые онлайн-продажи авиакомпаний набирают обороты, особенно в России, где закрытие GDS-доступа к внутренним маршрутам ускорило переход на локальные и гибридные технологии. Это ставит перед рынком ряд острых вопросов: как будет меняться баланс между GDS, NDC и прямыми API? Как адаптируются агенты, теряющие мотивацию из-за низких комиссий за допуслуги? Почему даже при признании потенциала NDC внедрение идет медленно?

При этом роль посредников радикально меняется: GDS начинают выступать не как монопольные платформы, а как агрегаторы новых решений, тогда как на рынок выходят технологические альтернативы вроде SIG API от ORS. Российские авиакомпании нуждаются в инструментах, которые обеспечивают гибкость, контроль и экономичность. Поэтому будущее дистрибуции — за децентрализацией, персонализацией и прямым цифровым взаимодействием с клиентом.
Какой % продаж в вашей авиакомпании идет
через указанные ниже каналы в 2025 году?
Средневзвешенная доля продаж по каналам
Агентская модель по-прежнему актуальна, особенно в сочетании с локальными платформами (ТКП).
GDS сильно теряют значимость, особенно в контексте российских реалий и переориентации на внутренний рынок.
Усредненный показатель продаж через сайт в 43% имеет широкий разброс: У 75% ответивших авиакомпаний доля продаж через сайт превышает 40%, у 25% авиакомпаний она ниже 30%.
Продажи через прямые цифровые каналы (сайт) становятся доминирующими, что соответствует трендам на диджитализацию и сокращение комиссий.
Как вы оцениваете перспективы каждого канала
и/или протокола в среднесрочной перспективе до 2027 года?
Как вы оцениваете перспективы каждого канала
и/или протокола в среднесрочной перспективе до 2027 года?
Особый интерес вызывает технология NDC: несмотря на ее стратегическую значимость, 92% опрошенных затруднились с прогнозом, что свидетельствует о недостатке ясности в ее реализации. В целом рынок демонстрирует устойчивый тренд на трансформацию дистрибуции в пользу прямых каналов.
Сайты и мобильные приложения авиакомпаний остаются самым перспективным каналом продаж: 50% респондентов ожидают его роста, еще 25% — стабильности. Это единственный канал, демонстрирующий столь уверенную позитивную динамику. Напротив, по традиционным каналам — агентствам, ТКП и GDS — преобладают ожидания снижения доли или неопределенности, что отражает смещение фокуса в сторону прямых продаж.
Мнение участников Digital Aviation and Travel Forum 2025
Как вы оцениваете перспективы каждого канала дистрибуцииавиационного контента в перспективе до 2027 года?